Подавляющее большинство автовладельцев в собственных гаражах всем прочим покрытиям предпочитают именно бетонные полы, поскольку универсальность и долговечность материалов позволяют не заботиться о защите имущества и необходимости производить ремонт напольного покрытия.
- Требования, предъявляемые к полам
- Устройство пола в гараже
- Гидроизоляция пола в гараже и подвале: критерии выбора
- Этап 1. Подготовка поверхности
- Этап 2. Укладка песчано-гравийной подушки
- Этап 3. Фиксация песчаного слоя
- Этап 4. Первичная гидроизоляция и наклейка каучуковой ленты
- Этап 5. Монтаж основной гидроизоляции
- Этап 6. Укладка утеплителя
- Этап 7. Армирование бетона
- Этап 8. Заливка пола смотровой ямы
- Этап 9. Установка маяков
- Этап 10. Подготовка раствора
- Этап 11. Заливка стяжки
- Видео – Стяжка пола в гараже
Требования, предъявляемые к полам
Чтобы гаражное помещение в полной мере могло выполнять свою функциональную нагрузку, обеспечивая комфорт при произведении ремонтных работ автомобиля или давая возможность разместить тяжелую технику, полы должны соответствовать определенным требованиям.
- Прочность и надежность. Ввиду специфики помещения, напольное покрытие постоянно подвергается ударным нагрузкам и абразивному трению, что может привести к частичному разрушению верхнего отделочного материала.
- При интенсивной эксплуатации гаража, полы должны быть износостойкими.
- Отсутствие отопления в некоторых гаражных блоках повышает вероятность образования конденсата на потолке и стенах, поэтому материал покрытия должен быть влагостойким и обладать сопротивляемостью к химическим реагентам, автомобильному топливу и маслам, автохимии, а также к другим составам и жидкостям.
- Кроме того, напольное покрытие должно быть пожаробезопасным.
С этой точки зрения бетонные полы – лучшее решение, поскольку они полностью соответствуют всем требованиям: удобны, практичны и экономичны.
Устройство пола в гараже
Бетонная стяжка укладывается на основу, заранее подготовленную по всем правилам. Оптимальным и самым надежным считается монтаж пола по принципу «пирога». Последовательность укладки может выглядеть следующим образом:
- щебень;
- мягкая глина;
- промежуточный слой бетонной смеси;
- стартовая гидроизоляция мастикой;
- основная гидроизоляция в два слоя;
- утеплитель;
- бетонная стяжка;
- самовыравнивающееся покрытие.
Заливка жидких составов производится по желанию владельца гаража. Этот этап не является обязательным, но существенно повышает прочность бетонной стяжки. Хорошая стяжка, в свою очередь, позволяет использовать недорогую самовыравнивающуюся смесь среднего качества.
Гидроизоляция пола в гараже и подвале: критерии выбора
На гидроизоляционные материалы, используемые в работе, накладывается ряд ограничений. Не рекомендуется применять мембранные и пленочные покрытия, поскольку они обладают недостаточной эластичностью и не справляются с напором грунтовых вод осенью и весной.
Изоляция в гараже может быть следующих видов:
- противокапиллярная, защищающая пол от воздействия капиллярной влаги;
- безнапорная, препятствующая пагубному воздействию на строение паводков и дождей;
- противонапорная, способствующая защите пола от грунтовых вод.
Оптимальный выбор – рулонные материалы, сочетающие в себе невысокую стоимость и отличные потребительские свойства. Тщательно произведенные гидроизоляционные работы способствуют защите помещения от сырости, препятствуют образованию плесени и грибковых колоний, что снижает риск разрушения здания и порчи содержащегося в нем имущества. Специалисты также отмечают, что помимо изоляции в гараже должна быть хорошая система вентиляции.
Этап 1. Подготовка поверхности
Перед началом работ обязательно нужно удалить старое напольное покрытие. Укладка новой стяжки по старому полу нецелесообразна, даже если предварительно вы заделаете все щели и трещины цементным раствором, поскольку качественный результат возможен только в случае полной замены всех слоев «пирога».
Если в гараже имеется смотровая яма, то демонтаж напольного покрытия и удаление старой гидроизоляции производится и там. Важно тщательно очистить не только дно ямы, но и стены. В этом случае у вас есть возможность оценить ее состояние – стенки должны быть выложены кирпичом, на крайней случай нужно установить опалубку и укрепить их цементным раствором.
Помните, что самый нижний уровень в гараже нужно максимально вычистить до грунта.
Этап 2. Укладка песчано-гравийной подушки
Очищенный от обломков и строительного мусора грунт нужно как следует утрамбовать и выровнять.
Для дальнейших работ понадобятся:
- гравий или щебенка;
- речной песок или жирная глина.
Мастера советуют отдавать предпочтение однокалиберному гравию среднего размера. Слишком крупные или мелкие камни снизят качество итогового покрытия. «Подушка» насыпается и разравнивается по уровню, утрамбованный слой должен быть высотой не менее 2 см, в идеале – 4-5 см.
Далее насыпается равномерный слой песка толщиной примерно 10-12 см. Хорошей альтернативой речному песку может стать мягкая глина.
Гравийно-песчаная подушка обязательно утаптывается, суммарная высота обоих слоев должна быть около 15 см. Конечным действием этого этапа становится проверка покрытия уровнем.
Важно! Если в гараже есть яма, то «подушка» укладывается на ее дне и на полу гаража. Для удобства работы по периметру стен можно нанести разметку, а на больших площадях установить дополнительные столбики с отметкой окончательного уровня слоя.
Этап 3. Фиксация песчаного слоя
Для получения более качественного и прочного покрытия некоторые мастера рекомендуют перекрывать гравийную «подушку» тонким слоем (около 1,5 см) цемента и песка, взятых в соотношении 1:3 или 1:4.
После чего все работы в помещении приостанавливаются на 20-24 часа, до полного высыхания бетона. Накрывать яму не нужно!
Этап 4. Первичная гидроизоляция и наклейка каучуковой ленты
Многие специалисты придерживаются мнения, что смотровую яму и пол можно покрыть тонким слоем битумной мастики с перехватом небольшой высоты стен, предварительно проклеив стыки стен и горизонтальных поверхностей самоклеящейся водонепроницаемой лентой на каучуковой основе.
Этап 5. Монтаж основной гидроизоляции
Для защиты гаража от атмосферных осадков и грунтовых вод подойдут следующие рулонные материалы (на выбор):
- плотная полиэтиленовая пленка, толщиной от 1 мм;
- битумный рубероид;
- гидростеклоизолом.
Материал раскатывается максимально ровно, без волн и горбов. Важно укладывать куски полотна с нахлестом не менее 15-20 см, скрепляя стыки и приклеивая материал к стенам водонепроницаемым скотчем.
Важно! Гидроизоляция укладывается на дно и стенки смотровой ямы, а также сам пол гаража с заводом материала на стену на высоту 10-12 см.
Нужно уложить минимум два гидроизоляционных слоя. При этом можно сочетать материалы: вниз постелить полиэтиленовую пленку (обязательно складывают куски материала в два слоя), а сверху перекрыть ее слоем рубероида. Если у вас возникают сомнения – положите дополнительный слой изоляции. Это создаст благоприятный микроклимат и оградит вещи и предметы, находящиеся в гараже, от коррозии и повышенной влажности.
Этап 6. Укладка утеплителя
Монтаж теплоизоляционного материала сверху гидроизоляции – обязательный этап. Качественный продукт позволит комфортно эксплуатировать гараж при любых температурных режимах.
Важно! Выбирать утеплитель нужно, исходя из климатического пояса и наличия/отсутствия отопления в гараже.
Допускается использование следующих материалов:
- экструдированный пенополистирол / пенопласт;
- минеральная или стекловата.
Пенополистирол
Наименование | Размерность | Пеноплэкс 31С | Пеноплэкс 31 | Пеноплэкс 35 | Пеноплэкс 45С | Пеноплэкс 45 |
---|---|---|---|---|---|---|
Плотность | кг/м³ | 28,0-30,5 | 25,0-30,5 | 28,0-37,0 | 35,0-40,0 | 38,1-45,0 |
Прочность на сжатие при 10% линейной деформации, не менее | МПа (кгс/см²; т/м²) | 0,20 (2; 20) | 0,20 (2; 20) | 0,25 (2,5; 25) | 0,41 (4,1; 41) | 0,50 (5; 50) |
Предел прочности при статическом изгибе, не менее | МПа | 0,25 | 0,25 | 0,4 | 0,4 | 0,4-0,7 |
Модуль упругости | МПа | 15 | 15 | 15 | 18 | 18 |
Водопоглощение за 24 часа, не более | % по объему | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,2 |
Водопоглощение за 30 суток | % по объему | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,4 |
Категория стойкости к огню | группа | Г4 | Г1 | Г1 | Г4 | Г4 |
Коэффициент теплопроводности при (25±5)°С | Вт/(м·°K) | 0,030 | 0,030 | 0,030 | 0,030 | 0,030 |
Коэффициент паропроницаемости | мг/(м·ч·Па) | 0,008 | 0,008 | 0,007 | 0,007 | 0,007 |
Удельная теплоемкость, с | кДж/(кг·°K) | 1,45 | 1,45 | 1,45 | 1,4 | 1,4 |
Температурный диапазон эксплуатации | °С | -50…+75 | -50…+75 | -50…+75 | -50…+75 | -50…+75 |
Ширина | мм | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 |
Длина | мм | 1200 | 1200 | 1200 | 2400 | 2400 |
Толщина | мм | 30*; 40; 50; 60; 80; 100 * – для плит ПЕНОПЛЭКС тип 31 (тип 31 С) толщиной 30 мм прочность на сжатие не менее – 0,15 МПа | 30*; 40; 50; 60; 80; 100 * – для плит ПЕНОПЛЭКС тип 31 (тип 31 С) толщиной 30 мм прочность на сжатие не менее – 0,15 МПа | 20**; 30***; 40; 50; 60; 80; 100 ** – для плит ПЕНОПЛЭКС тип 35 толщиной 20 мм прочность на сжатие не менее – 0,18 МПа *** – для плит ПЕНОПЛЭКС тип 35 толщиной 30 мм прочность на сжатие не менее – 0,20 МПа | 40; 50; 60; 80; 100 | 40; 50; 60; 80; 100 |
Пенопласт
Марка пенопластовых плит | ПСБ-С15 | ПСБ-С25 | ПСБ-С25Ф | ПСБ-С35 | ПСБ-С50 |
---|---|---|---|---|---|
Плотность материала, кг/м3 | 10-11 | 15-16 | 16-17 | 25-27 | 35-37 |
Прочность сжатия при 10% линейной деформации, МПа, не менее | 0,05 | 0,1 | 0,12 | 0,16 | 0,16 |
Предел прочности при изгибе, МПа, не менее | 0,07 | 0,18 | 0,2 | 0,25 | 0,3 |
Теплопроводность в сухом состоянии при температуре 25 (+-5 градусов), Вт / (м * К), не более | 0,037 | 0,035 | 0,037 | 0,033 | 0,041 |
Влажность плит, %, не более | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Время самостоятельного горения, сек, не более | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Водопоглощение за 24 часа, %, не более | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Срок службы, лет (минимум-максимум) | 20-50 | 20-50 | 20-50 | 20-50 | 20-50 |
Утеплитель укладывается слоем не менее 7-10 см (при необходимости материал монтируется в два или три слоя), а его стыки и периметр проклеиваются демпферной лентой для создания температурного зазора.
Теплоизоляция производится на всех поверхностях:
- на дне и стенах смотровой ямы;
- на полу гаража.
Важно! Зона входа в гараж всегда самая холодная, поэтом рекомендуется этот участок утеплить чуть лучше, раскатав там немного больше материала.
Этап 7. Армирование бетона
Чтобы бетонная стяжка не трескалась и не расползалась, на полу гаража и по всем поверхностям смотровой ямы раскладывается металлическая арматурная сетка с диаметром прутьев 8-9 мм и размером ячеек 15-20 см.
Важно! Место стоянки автомобиля и зоны, где будут располагаться тяжелые предметы, дополнительно армируется вторым слоем. Допускается укладка сетки с большим диаметром прутьев. Это убережет напольное покрытие от выбоин и дефектов, повысив его износостойкость.
Арматура крепится так, чтобы до начала работ она находилась в подвешенном состоянии на 4-5 см над уровнем пола. Чаще всего ее кладут на металлические или пластиковые подпорки. Между краем арматуры и стенами гаража должно выдерживаться расстояние в 5 см.
Этап 8. Заливка пола смотровой ямы
Для формирования прочного покрытия рекомендует использовать грубый раствор из мелкого гравия, цемента марки М200-М400 и песка (5:1:3). В среднем толщина слоя составляет 10-12 см, при этой бетон разравнивают «на глаз», не добиваясь идеально ровной поверхности.
Этап 9. Установка маяков
Чтобы напольное покрытие получилось ровным, производить стяжку рекомендуется с использованием маяков. Обычно для этих целей используют металлический профиль или трубы сечением 2,5-3 см. Маяки фиксируют на полу небольшими порциями густого бетонного раствора. Иногда профессионалы советуют смазывать профили машинным маслом для более легкого их извлечения по окончании работ.
Расстояние между соседними направляющими составляет 1,5-2 м. Первый маяк устанавливают вдоль стены, набрасывая кучки раствора через 25-30 см и укладывая на них профиль. Затем маяк выравнивают строительным уровнем – это будет «нулевая» отметка, по которой устанавливают остальные направляющие. Все горизонтали сверяют с «нулевым» уровнем.
Этап 10. Подготовка раствора
Для приготовления раствора используют различные соотношения цемента и песка, чаще берется 1 часть цемента М400 на 3 части песка, но в зависимости от марки, эта пропорция может изменяться. Вода обычно берется в половине цементного объема, иногда добавляют небольшое количество мелкого щебня. На данный момент существуют уже готовые смеси для стяжки, в состав которых входит фиброволокно и пластификаторы для более прочного и долговечно покрытия.
Фибра для бетона
Фибра полипропиленовая | Фибра базальтовая | Стекловолокно | Фибра стальная | |
---|---|---|---|---|
Описание / применение | ВСМ (волокно строительное микроармирующее) добавка в бетоны, модифицирующая структуру вяжущих веществ на микроуровне, производящая микроармирование любых смесей на цементной и гипсовой основе. Предотвращает появление усадочных микротрещин, перерастающих впоследствии в трещины. Не требует дополнительных изменений в технологии замешивания бетона или раствора | Широко применяется в строительстве для армирования гипса, легких и тяжелых бетонов, в качестве наполнителя при изготовлении различных пластиков, а также для производства прессматериалов | Армирование пеноблоков, сухих смесей на цементной и гипсовой основе: штукатурки внутренние и фасадные, шпаклёвки, плиточные клеи. Производство мелкоштучных изделий, лепнины и т.п., скульптуры, малые архитектурные формы | Равнораспределённая по всему объёму бетонной матрицы металлическая арматура, экономит транспортные расходы, расходы на монтаж арматуры. Применение: промышленные и бытовые наливные полы, стяжки, паркинги и площадки. Прекрасно показывает себя в комплексном фиброармировании с полипропиленовой фиброй. |
Размеры | Марка ВСМ 3, Размер 3 мм, Диаметр 20 мкм. Марка ВСМ 6, Размер 5 мм, Диаметр 20 мкм. Марка ВСМ 12, Размер 12 мм, Диаметр 20 мкм. Марка ВСМ 18, Размер 18 мм, Диаметр 20 мкм. | Диаметр единичного волокна 13-17, мкм. Длина 6 и 12 мм. | - | Стальная фибра изготавливается из стального проката (лента, лист) либо из проволоки катанки и представляет собой как правило стальные полоски различной формы |
Расход | от 600 до 900 грамм на 1 кубический метр | от 500 грамм до 2 кг на 1 куб метр | от 500 грамм до 2 кг на 1 куб метр. В обычные бетонные и пенобетонные смеси щелочестойкая стеклофибра добавляется, как правило, из расчета 0,9 - 1,2 кг/м3 | от 20 кг до 120 кг на 1 куб. метр |
Стоимость | от 233 руб за 1 кг | от 145 руб за 1 кг | от 80 руб за 1 кг | от 44 руб за 1 кг |
Преимущества | Удорожание 1 кубического метра бетона - всего 140-210 рублей, при этом на 25% повышается прочность на изгиб, на 500% (в 5 раз) ударная прочность | Удорожание 1 кубического метра бетона - от 72 до 290 руб При этом - значительно сокращается усадочное трещинообразование | Удорожание 1 кубического метра бетона - от 40 до 160 руб. При этом сокращается трещинообразование, практически исключается брак при распалубке, возрастает ударная прочность | Удорожание 1 кубического метра бетона - от 880 руб При этом значительно сокращаются финансовые затраты на арматуру (в бетонных полах) и трудозатраты на монтаж арматуры |
Для равномерного вымешивания состава понадобится низкооборотная мешалка.
Этап 11. Заливка стяжки
Бетонная стяжка заливается единовременно по всей площади гаража. Смесь выкладывается от дальнего угла и разравнивается правилом между соседними направляющими, заполняя все пустоты и неровности. Рекомендуемая толщина стяжки колеблется в пределах 6-7 см.
Для предотвращения растрескивания, верхний слой покрытия нужно увлажнять каждые 10-12 часов или, посыпав мокрыми опилками, периодически сбрызгивать водой. По истечении 48 можно осторожно удалить маяки и заделать пустоты раствором бетона.
Специалисты также советуют оставлять 5 мм по периметру пола между стеной и стяжкой в качестве компенсационных зазоров. Для их создания подойдут:
- пенополистирол толщиной 5 мм.
- пластиковый профиль;
- дилатационная лента.
Периметр смотровой ямы выкладывается металлическим уголком на 50 мм, а сами ее стены облицовываются кирпичом или заливаются бетоном при помощи опалубки.
Часто бетонную стяжку делают с наклоном 1-2% к сточной решетке или воротам. Сохнет готовое покрытие в среднем 3-4 недели, только после этого можно приступать к монтажу финишного слоя, если он предусматривался. Не стоит делать полы идеально гладкими, автолюбители советуют сохранить шероховатость – это усилит сцепление пола с резиной и предотвратит проскальзывание колес даже при минусовых температурах.
На следующем этапе следует сделать контрольные маяки, по которым будет выравниваться поверхность заливаемого бетонного пола. Устанавливая маяки, следует помнить, что для беспрепятственного удаления воды с бетонной поверхности пола необходимо сделать уклон 1-2 см на 1 метр длины в сторону выезда или сливной решетки, если таковая имеется в гараже.