После заливки в помещении гаража бетонного пола, многие прибегают к различным способам его отделки или облицовки, которые помогут также обеспылить, укрепить поверхность и облегчить уборку. Чтобы узнать, чем покрыть пол в гараже, какой материал оптимален, нужно изучить различные варианты этого процесса.
Нужно отметить, что не все виды декоративного покрытия гаража требуют устройства стяжки, поэтому прежде, чем взяться за дело и закупать материал для заливки пола, нужно рассмотреть, какой из них устроит по цене, внешнему виду, долговечности и качеству.
Виды покрытий
Виды покрытий различаются не только по внешнему виду и стоимости, но по трудоемкости и технологии их устройства. Итак, можно произвести финишную обработку напольного покрытия следующими способами:
– покраска поверхности;
– наливной пол;
– облицовка керамической или тротуарной плиткой;
– деревянный настил;
– укладка резиновых и ПВХ плит;
– обработка пола топпинг-системой или шлифовка.
Почти для всех видов напольного покрытия необходимо устройство бетонной стяжки, а для некоторых без дополнительного укрепления основы не обойтись, первым пунктом лучше всего рассмотреть топпинг-систему.
Упрочнение пола топпингом
Топпинговую систему применяют как для укрепления пола и дальнейшей эксплуатации такой поверхности самостоятельно, так и для улучшения и упрочнения основы под другое декоративное покрытие.
Упрочнительные топинговые смеси состоят из высокопрочных кристаллических пород, таких, как корунд или кварц, минеральных добавок и, иногда, металлического порошка. Обработка поверхности делает ее прочной и стойкой к истиранию. Полы с применением топпинг-системы приобретают сверхпрочное покрытие, если вся работа проведена правильно.
Процесс укрепления полов начинают во время застывания стяжки. Когда бетон уже затвердел и по нему можно спокойно ходить, но влага еще выступает на поверхности, приступают к затирке пола с помощью специального аппарата, который называют «вертолетом».
– По влажному бетонному покрытию проходятся затирочным аппаратом.
– Затем по всей поверхности пола рассыпают и распределяют топпинг-смесь, и ждут, пока смесь не пропитается влагой из стяжки.
– Следующим этапом идет тщательная затирка пола до состояния, пока верхний слой стяжки не смешается с топпинговой смесью до однородной массы.
– Закончив затирать первый слой (примерно 2/3) упрочнительного порошка, оставшуюся треть вновь рассыпают ровным слоем по поверхности. В этом случае, порошок оставляют на поверхности на 3–5 часов – это делается для того, чтобы он вытянул оставшуюся в бетоне влагу.
– По прошествии указанного времени, полы снова тщательно затираются.
– Если владелец гаража решит, что двух этапов затирки недостаточно, то ее можно сделать еще два-три раза – это нужно в тех случаях, когда на обработанную поверхность не будет укладываться декоративное покрытие, и полы будут эксплуатироваться сразу после окончательного просыхания стяжки.
Процесс упрочнения лучше всего провести под кладку керамической, резиновой или ПВХ плитки, а также для покраски или устройство наливного пола.
Шлифовка бетонного покрытия
Шлифовка или полировка полов известна несколько столетий, и до сих пор популярна потому, что с помощью этого метода можно сделать основания высокопрочными и надежными.
Кроме этого, они обладают еще рядом положительных качеств:
– такие полы хорошо подходят для больших и маленьких гаражей;
– им можно придать разнообразные оттенки, поэтому они эстетически привлекательны, и они подходят не только для гаражных, но и для некоторых жилых и производственных помещений;
– шлифованные полы легко убираются и не требуют для этого процесса особых усилий;
– полы не впитывают жирные и маслянистые пятна – они легко стираются с поверхности мягкой тканью;
– поверхность хорошо переносит любые повышенные нагрузки;
– такой пол влагостоек и устойчив к различным химическим растворам и техническим жидкостям.
Существуют разные техники устройства полированного покрытия, и поэтому они могут включать различное число этапов. Длительность проведения таких работ может зависеть от разных факторов. Какая бы техника для монтажа ни применялась, процесс состоит из следующих основных этапов:
- Подготовка к работе заключается в очистке бетона от пыли и мусора. Если присутствуют какие-либо покрытия, их необходимо демонтировать, и максимально выровнять поверхность. Далее, нужно провести заделку всех щелей и трещин, а также сколов. После чего полы лучше всего пропылесосить.
- Грубая обработка или шлифовка поверхности проходит с помощью абразивных материалов, имеющих разную зернистость. Сначала используется крупнозернистая шлифовка, затем мелкозернистая.
- Пропитка бетона уплотнительными составами на химической основе проводится для упрочнения поверхности бетона.
- Полировка – это финишный этап работы, когда пол обрабатывается мелкозернистыми абразивными материалами, и покрытие доводится до идеального состояния.
- После завершения полировки проводится уборка поверхности.
- Очищенную поверхность пола покрывают несколькими слоями полиуретанового лака с помощью валика.
В дополнение хочется сказать, что если шлифовке подвергается стяжка, изготовленная с добавлением мраморной или гранитной крошки, то пол будет иметь красивый фактурный рисунок. При желании добиться такого эффекта, можно сделать сверху имеющейся стяжки дополнительный слой с разными добавками.
Покраска бетонного пола
Самым простым и доступным методом привести гаражные полы в более эстетичное состояние, одновременно обеспылив поверхность, является покраска бетона. Этот вид покрытия даст возможность легко проводить уборку помещения, защитит полы от разрушения и впитывания маслянистых жидкостей. Чтобы работа не была проведена напрасно, нужно правильно подобрать краску для покрытия именно этой поверхности, так как обычная масляная или эмалевая краска не подойдет для этих целей.
Краска для бетона
Существует специальный красящий состав, который предназначен для покраски полов в гараже и мастерской. Эта краска будет стоить несколько дороже обычных, но она и прослужит более долгий срок.
– Чаще всего полы из бетона покрывают латексными красками. Они – самый доступный вариант из всех, предназначенных для покраски бетона. Прежде чем нанести этот состав, поверхности покрывают грунтовочными составами. Это делается для того, чтобы краска меньше впитывалась в поверхность, и работа проводилась легко.
– Отличной устойчивостью обладают и краски эпоксидные однокомпонентные. Этот состав быстро сохнет и обладает хорошей адгезией, но грунтовка перед нанесением этих составов также необходима.
– Кроме однокомпонентных эпоксидных красок используются и двухкомпонентные, которые состоят из отвердителя и разного вида добавок. Они смешиваются непосредственно перед покраской. Двухкомпонентный вариант покрытия – самый дорогостоящий из всех красящих составов для бетона, но после его высыхания прочность его соответствует промышленным покрытиям.
Окрашивания поверхности
Мало приобрести нужную краску – необходимо правильно ее нанести. Как правило, производитель указывает на упаковке все этапы работы, и им надо четко следовать.
- Приступать к окрашиванию бетонного основания нужно не раньше, чем через 80–90 дней после его устройства, так как оно должно полностью набрать прочность.
- Для контроля готовности полы герметично укрывают полиэтиленовой пленкой, примерно на сутки. Затем ее снимают и проверяют на влажность. Если видны испарения на поверхности пленки, то полы красить еще рано, и их сушат еще несколько недель. В том случае, если влага не проявляет себя, бетонный пол нужно вымыть и высушить.
- После этого, если требует технология, он покрывается грунтовкой и также просушивается.
- Далее можно приступать к окрашиванию. Помещение при этом должно хорошо вентилироваться, например, ворота гаража должны быть открыты.
- Сначала по периметру помещения наносится полоса из краски, шириной в десять сантиметров, а затем окрашивается остальная площадь. Работу нужно проводить быстро и в один прием, так как уже через сутки открытая или смешенная краска потеряет необходимые качества.
- Окраску лучше всего проводить, используя валик, так процесс займет гораздо меньше времени, нежели работа кистью.
Наливной пол
Наливной пол в гараже – это идеальная бесшовная ровность поверхности, которой можно добиться без применения особых усилий. И что очень важно, провести эту работу можно самостоятельно. Существует несколько видов таких полов, и их стоимость будет зависеть именно от выбранного материала.
Виды составов для пола
- Самую высокую прочность имеют эпоксидные составы, которые не только делают полы прочными, но и стойко выносят перепады температур, а также повышенную влажность.
Эпоксидное покрытие должно иметь толщину в один миллиметр – этого достаточно, чтобы пол выдержал и воздействие агрессивных составов, и многочисленные процессы мойки автомобиля.
Кварценаполненный эпоксидный состав той же толщины отлично выдержит ударные и механические воздействия.
- Полы из смол метилметакрилатных непопулярны в связи с тем, что при высыхании и испарении при этом растворителя они дают очень неприятный специфический запах. Кроме того их толщина должна быть основательно просчитана, так как толсто залитый слой может отслоиться, а тонкий не будет достаточно прочен.
- Полиуретановое покрытие пола несколько схоже с эпоксидным, но оно более эластично, что дает более высокую износостойкость. Пол из полиуретана можно даже устраивать в гараже, имеющем вибрационные нагрузки.
- Самым доступным по цене наливным покрытием считается цементно-акриловый вариант. Устраивают его толщиной в 20 ÷ 30 миллиметров, и этого вполне достаточно.
Все наливные полы достаточно дорогостоящи для устройства их в гараже, но этот факт окупается отличными техническими характеристиками: стойкостью к вибрации и истиранию, к химическим средствам, перепадам температур и другим воздействиям. Самыми популярными из них являются эпоксидные и полиуретановые, так как их срок службы достигает 35–40 лет.
Процесс заливки
Чтобы наливной пол обладал всеми вышеописанными достоинствами, при его заливке нужно провести несколько технологических этапов.
- Необходимо выполнить ремонт и уборку пола, если он уже эксплуатировался ранее: заделать все повреждения и пропылесосить.
- Если будет устраиваться эпоксидный пол, основу под него нужно тщательно отшлифовать.
- Главное, чего нужно добиться во время подготовки – это сухая, чистая неповрежденная поверхность.
- Далее поверхность грунтуется двумя слоями грунта – этот процесс должен быть проведен не позднее, чем за сутки до заливки пола.
- Раствор готовится небольшими порциями, так как он быстро схватывается, а при заливке его нужно сразу же разравнивать.
- Заливка проводится при температуре не ниже 5 и не выше 25 градусов тепла. На готовую поверхность разливается подготовленный состав и распределяется с помощью ракли. Затем по всей залитой площади необходимо пройтись игольчатым валиком – этот процесс помогает избавиться от пузырьков воздуха, оставшихся в растворе при его смешивании.
- Если есть желание сделать пол не просто практичным, но и красивым, можно добавить мельчайшие частички краски на основе акрила в готовый раствор наливного пола.
Наливные полы сохнут и набирают прочность в течение примерно двух недель, и после этого их можно эксплуатировать.
Плиткам керамическая
Покрытие из керамической плитки можно назвать идеальным решением проблемы приведения пола в достойное состояние. Такой пол прост в уходе и достаточно долговечен, так как имеет хорошую стойкость к истиранию. Но чтобы плитка прослужила долгие годы, нужно обязательно соблюдать технологию ее укладки, тем более что ей предстоит выдержать достаточно высокие нагрузки.
Прежде всего, нужно выбрать подходящую для пола гаража плитку, и сделать это можно опираясь на предъявляемые к ней требования:
- Влагостойкость материала, так как в гаражных условиях возможен достаточно высокий уровень влажности.
- Устойчивость к влиянию агрессивных веществ, таких как масло, растворители, бензин и др.
- Жаростойкость – это свойство очень важно для гаража, так как там всегда находится большое количество горючих веществ.
- Морозостойкость – это свойство важно для неотапливаемых гаражей.
- Прочность – это свойство просто необходимо, так как гаражные полы всегда подвергаются большим нагрузкам.
Хорошо подходит для укладки в гараже клинкерная плитка, так как она имеет высокоплотную структуру, устойчива к химическим воздействиям и различного рода загрязнениям.
При выборе материала нужно обратить внимание на класс плитки. Он зависит от устойчивости ее к истиранию. Для покрытия пола гаража рекомендовано выбирать третий — пятый класс.
Второе, на что нужно обратить внимание, это фактура поверхности плитки – стоит выбирать неглазурованный вариант материала, иначе в холодное время года покрытие станет очень скользким и травмоопасным. Лучше выбирать плитку, на которой присутствует рельефный рисунок.
- Чтобы правильно уложить плитку, основу для нее нужно хорошо подготовить, и тут самое время вспомнить, как упрочняется бетонный пол с помощью топпинга и шлифовки. Проведя эти процедуры, можно смело приступать к укладке материала.
- Для укладки плитки в гараже, нужно использовать специальный клей для уличных работ – он обладает высокой морозоустойчивостью и не боится перепадов температур.
- Клей разводится по инструкции, расположенной на упаковке, и ей нужно строго следовать. Наносится клей с помощью обычного шпателя, а распределяется с применением зубчатого.
- Плитка укладывается плотно, а для соблюдения ровности швов используются специальные крестики. Выступивший клей из швов удаляется.
- За ровностью поверхности контроль нужно осуществлять с помощью строительного уровня.
- После полной укладки плитки, нужно дать время клею просохнуть – это займет не менее 5–7 дней. После застывания клея, можно приступать к заделке швов. Для этого понадобится специальный состав, который втирается с помощью резинового шпателя.
- Если по периметру пола, между плиткой и стеной остались щели, то их лучше заделать герметиком, а после его застывания, установить по нижней части стены в один ряд такую же плитку.
Резиновая плитка
Резиновая плитка, имеющая размер 50×50 и толщину в 1,6 см, все чаще применяется для застилки гаражного пола. Она прочна и хорошо выдерживает большие нагрузки, морозостойка, так как ее укладывают не только в помещении, но и на улице – на спортивных площадках. Она не реагирует на попадание на нее агрессивных веществ, таких, как кислоты, масло, бензин, растворители и др.
Такое покрытие прекрасно гидроизолирует гаражный пол, когда ее укладывают на выровненную поверхность бетона или асфальта.
Для монтажа этого покрытия используются имеющиеся на каждой плитке замки. Укладка материала проходит быстро. Если замки плитки попадают к стене, их аккуратно срезают.
После укладки покрытия, по периметру помещения нужно пройтись герметиком.
ПВХ-плитка
В последнее время все большую популярность получает пластиковая плитка, которая используется для настила в гаражах, на спортивных и детских площадках, в цехах предприятий, в холлах общественных зданий и во многих других местах с большой интенсивностью движения людей или с повышенной механической нагрузкой.
ПВХ-плитка прекрасно выдерживает вибрацию, поглощает шум, не скользит и не боится механических повреждений.
Кроме этого, материал невосприимчив к химическим веществам, соли и реагентам. Такая плитка легко собирается в единую плоскость с помощью замка, который называют «ласточкин хвост». Соединяют две отдельные плитки с помощью резинового молотка, так как замок очень плотно соединяет отдельные элементы, и вручную его сомкнуть достаточно сложно.
Плитка выпускается разного цвета и рельефного рисунка, она имеет размер 50 × 50 и толщину до 1 сантиметра.
После настила материала по периметру покрытие хорошо будет заделать герметиком, и после его застывания установить узкие плинтуса.
Видео: современный полимерный модульный материал для полов
Выбирая покрытие для пола гаража, нужно учесть все технические характеристики материала и климатические условия региона. Кроме этого, немаловажным моментом является цена покрытия, так как нужно просчитывать не только стоимость самого материала, но и расходы по его монтажу.